БанкиДолги
суббота, 20 января 2018

127 фз о несостоятельности (банкротстве) — последние изменения

Подписаться
Вступай в сообщество «БанкиДолги»!
ВКонтакте:

фото с сайта homesteadeconomy.com

Экономическая система любого государства – это совокупность регламентированных отношений. Во многом именно качество законодательной базы определяет финансовый климат и перспективы развития бизнеса. Поэтому каждое уважающее себя и свой народ правительство стремится обеспечить максимально комфортные условия для инвестирования, партнерства, создания новых проектов и т.д.

Но у отношений, связанных с деньгами есть и другая сторона. Проекты могут с треском проваливаться, партнеры нарушают условия соглашений, меняется экономическая конъюнктура. Прибавьте к картине геополитические перипетии – образ предпринимательского закулисья готов. Кстати, в результате таких ситуаций страдают не только крупные корпорации и мелкие предприятия, но и обычные граждане, те, кого в юридических источниках называют обобщенным термином – физические лица. Представьте как много рабочих мест сокращается в результате катаклизмов в финансовой сфере. Все это люди, лишившиеся работы и возможности платить по счетам и кредитам. Чтобы минимизировать негативные последствия в результате вынужденной неплатежеспособности, законодатель предусмотрел возможность объявления лица банкротом.

Что такое банкротство?

Это официальный статус, который должник получает по решению суда. Он позволяет ему освободиться от долговых обязательств, а иногда даже восстановить партнерские отношения с бывшими кредиторами и бизнес по истечении срока действия статуса. Возможность объявления финансовой несостоятельности – это процедура, являющаяся признаком здорового общества.

Что было в России до принятия Федерального Закона №127-ФЗ «О несостоятельности» (банкротстве)

фото с сайта politrussia.com

Сегодня в России действуют принципы рыночной экономики. Поэтому основные регуляторы, присущие системе есть и на территории нашей страны. Среди них закон о банкротстве – один из важнейших.

Но так было не всегда. Во времена существования Советского Союза капиталистический мир считался врагом. Плановая экономика признавалась в качестве единственно правильной, а потому старательно пропагандировалась на всех образовательных площадках. Когда система дала трещину, и после нескольких попыток залатать ее идеологией – проверенным средством ото всех внутриполитических проблем, начала рушиться, оказалось, что возможности рыночной экономики привлекательнее выверенного плана. Поэтому в начале 90-х, еще до распада СССР, начался постепенный переход к тому, что так долго отрицалось – западной модели организации финансового мира.

Однако необходимых регуляторов тогда не было. Они создавались постепенно, по мере необходимости. Стоит ли говорить, что их качество оставляло желать лучшего. Условия стабилизировались только к началу 2000-х гг., когда и была принята текущая версия ФЗ № 127 о несостоятельности. Даже несмотря на то, что новая редакция была принята через десять лет после первого нормативного акта такого рода в России, многое осталось без внимания. Так, достаточно подробно прописывая процедуру признания банкротом юридических лиц, закон не предусматривал аналогичного процесса для физических. С предпринимателями тоже многое оставалось непонятным. По мере развития законодательной базы и оформления правил в финансовом секторе, в профильный нормативный акт вносились правки. Последние существенные изменения относятся к 2015 году.

Закон 127 ФЗ о несостоятельности (банкротстве) с изменениями 2015 года

фото с сайта tucsonbankruptcyattorney.co

Что изменилось? Во-первых, поправки, принятые в закон №127 позволили инициировать процедуру банкротства в отношении физических лиц. Это стало реакцией на ухудшение экономического положения значительного количества граждан и, соответственно, рост числа должников, оказавшихся неспособными справиться со взятым на себя бременем. Прогрессивное изменение, которое имеет множество подводных камней, действительно способно помочь большому числу людей перевести проблемы, возникшие с долговыми обязательствами, в правовое поле.

Во-вторых, серьезные изменения коснулись юридических лиц. Если посмотреть на принятые поправки, станет вполне очевидна цель их принятия. Кризисные условия отразились не только на гражданах, но и кредитных организациях, которые понесли существенные убытки из-за ухода людей от выплат по долгам. Особая зона риска – банки. Именно им в новой редакции посвящены основные правки.

Остановимся подробнее на изменениях, которые коснулись предприятий.

  1. Отказ в лояльности.
    В ходе реализации этапов по финансовому оздоровлению должника суд назначает управляющего. Поскольку именно в его распоряжение попадает координация контроля хозяйственной деятельности лица, роль этой фигуры весьма значительна. В соответствии с положениями прежней редакции, организация могла перехватить инициативу ведения процедуры банкротства и добиться назначения лояльного управляющего. Фактически это означало то, что условия процедуры диктует само предприятия. Во время нахождения под наблюдение и моратория на осуществление каких-либо операций с капиталом, можно было прикрывать старые сделки, совершать новые, выводить имущество и управлять «независимым» финансовым анализом своего положения. Лояльный арбитражный управляющий не только не препятствовал подобным неправомочным действиям, но и прикрывал их. С новыми правками такие операции оказались невозможны. Теперь саморегулируемая организация арбитражных управляющих определяется путем случайного выбора после подачи заявления о банкротстве. Очевидно, это минимизирует возможность сокрытия должником своего имущества при помощи «своего» координатора.

    Несмотря на вступившие в законную силу поправки, говорить об окончательной победе над махинациями невозможно. У дебитора все равно остается возможность обеспечить себе более комфортные условия и сохранить контроль над имуществом – с выбранной организацией арбитражных управляющих можно договориться, и должнику назначат подконтрольного специалиста.

     

     

  2. Порог повышен.
    Для юридических лиц определен долговой порог. Если совокупный долг организации равен ему или превышает, а выплаты не производились более трех месяцев, может быть инициирована процедура банкротства. Раньше для обычных предприятий пороговая сумма составляла 100 тысяч рублей. Законодатель увеличил ее до 300 тысяч. Несмотря на увеличение спорные моменты остались. В частности, разница между совокупным долгом физического и юридического лица, необходимым для признания неплатежеспособности, составляет 200 тысяч рублей. То есть гражданин должен задолжать больше, чем предприятие – условием возможности подать заявление в суд является наличие совокупного долга не менее 500 тысяч рублей. Сразу после принятия поправок зазвучали требования сделать сумму для предприятий еще выше.
  3. Банкротство без решения суда.
    Не совсем так. Чтобы получить соответствующий статус оно по-прежнему необходимо. Но банки получили возможность подавать в суд при проявлении первых признаков неспособности организации обеспечивать свои финансовые обязательства и не ждать решения суда о взыскании с должника денежных средств.

    В целом инициация банкротства была упрощена. Подать заявление в суд просто так нельзя. Скажем, банк собирается подать в суд на своего должника. Прежде чем сделать это, в обязательном порядке, он должен уведомить самого дебитора и других кредиторов, если таковые известны. Сделать это нужно было за месяц до факта обращения. Теперь достаточно 15 дней. Причем уведомления не направляются почтой. Их оставляют на официальном портале реестра о фактах деятельности юр.лиц. Служба федеральная, поэтому местоположения должника или займодателя значения не имеет.

     

     

  4. Управляющий от кредиторов.
    Расширились права кредиторов, требования которых обеспечены залогом должника. Если кого-то из них не устраивает назначенный управляющий, они могут проголосовать за его отстранение и замену другим специалистом. Это еще один шаг навстречу банкам. Теперь они могут добиваться назначения профессионалов, который будут действовать в их интересах.
  5. Цена на залоговое имущество.
    Кредитные учреждения получили право самостоятельно устанавливать начальную стоимость залогового имущества и определять условия обеспечения его сохранности.
  6. Тотальный контроль.
    А скорее попытка контроля. Чтобы арбитражные управляющие могли составить наиболее подробный отчет о финансовом положении организации, им предоставили право запрашивать информацию о членах органа управления банкрота, контролирующих лицах и, разумеется, об их имуществе.

Последняя редакция № 127-ФЗ о несостоятельности: итоги

фото с сайта i2.cdn.turner.com

Изменение экономической конъюнктуры требует перестройки системы и адаптации законодательной базы. Это причина, которая лежит в основе многих реформ в финансовой сфере и небольших изменений. Ввиду особенностей геополитической политики, условий внешнего рынка, глобальных кризисных явлений Россия попала в достаточно непростые условия. Нестабильность мирового валютного рынка привела к тому, что множество людей остались с кредитами, которые они не способы погасить. Банки пострадали от санкционной политики западных государств и отсутствия поступлений по займам. Между тем, банковский сектор стратегически важен. Как видно из специфики внесенных поправок, основная цель изменений – защита финансово-кредитных организаций, в частности предприятий банковского сектора, от недобросовестных компаний-неплательщиков. Теперь такие фирмы будут ограничены в своих возможностях. Они не смогут также легко, как делали раньше, выводить имущество во время наблюдения арбитражного управляющего, скрывать осуществляемые и завершенные сделки, управлять процессом оценки собственно финансового состояния. Это очередной шаг к сокращению числа махинаций, и уже сейчас очевидно, что он не последний.

С другой стороны, изменения коснулись и обычных людей, которые не имеют статуса предпринимателя, но из-за накопленных долгов рискуют лишиться спокойствия и безопасности. Для них тоже предусмотрели возможность объявления себя несостоятельным. Процедуры признания и финансового оздоровления физических и юридических лиц примерно одинаковые. Тем не менее, существуют существенные отличия. Разница в долговом пороге – только одна из них.

Банкротства не нужно бояться. Это малоприятная процедура, но она позволяет решить многие задачи – освободить себя от долговых обязательств, минимизировать возможность наступления субсидиарной и уголовной ответственности.

Вступай в сообщество «БанкиДолги»!
ВКонтакте:

← Вернуться

×
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «БанкиДолги»
×
Вступай в сообщество «БанкиДолги»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «БанкиДолги»